ЭМОЦИЯ №1

Почему так произошло и происходит?

Где-то в начале 70-х годов прошлого века (я тогда работал конструктором в бюро прочности, отдела главного конструктора Воткинского машиностроительного завода) произошла катастрофа в центре города Воткинск на автобусной остановке. После работы, мы все, выходя с территории завода, попадали на эту остановку. Здесь стоял один из нескольких бетонных столбов для телефонных проводов. На противоположной стороне, тогда ещё у дома культуры В.И.Ленина, стоял другой бетонный столб. Для усиления телефонного кабеля применялась стальная проволока, которая соединяла эти бетонные столбы! Возле столба в час пик всегда было много народа. Никто и не подозревал, какая «ловушка» была создана городскими управленцами и инженерной службой! Со стороны платины выезжал автокран. По всей вероятности шофёр автокрана в сумерках не заметил провода, соединяющего бетонные столбы. Зацепив стрелой крана за провод, он продолжал движение по улице Кирова. Произошло хрупкое катастрофическое разрушение бетонного столба по основанию. Столб в доли секунды упал на людей. Были жертвы, раненые! Ничего мы тогда так и не узнали о причинах, так же как и о виновных! По роду моей профессии, меня всегда интересуют подобные разрушения! Я ещё тогда, будучи молодым специалистом, делал для себя выводы, такую конструкцию, опасную для людей, нельзя строить! Бетонный столб оказался не «привязан» арматурой к фундаменту! Виноваты строители, если нарушили техпроцесс, виновата  контролирующая инженерная служба! Если бы бетонный столб был «привязан» к фундаменту, то ни при каких силовых воздействиях не произошло бы подобной катастрофы! Да, разрушение было бы, но носило бы оно аварийный характер, без жертв! Оборвался провод, разрушился бетон в зоне растяжения, но сопротивление арматуры качественно изменило бы процесс разрушения от мгновенного до протяжённого во времени! Вот такие эмоциональные примеры, с целью положительной мотивации, я часто приводил студентам начала 21 века!

 

 

ЭМОЦИЯ №2

Причина-некомпетентность!

На последнем году службы в армии, (осень 1960год), произошла авария! Мы строили фундамент под мощный компрессор для сжижения газа. В котловане было сооружено подобие подъездного пути из швеллерных балок и шпал. Предполагалось, что самосвалы будут непрерывно подвозить бетон в котлован! Мы, бригада бетонщиков, занимались вибро уплотнением бетона. Даже не специалисту было понятно, что сооружение с точки зрения прочности, устойчивости и жёсткости было весьма сомнительного качества!

И, в действительности, как сейчас бы я сказал, конструкция была кинематически изменяемой, и что в строительной механике, запрещается возводить такие конструкции!

Как только первый самосвал с бетоном заехал задними колёсами на «горе-сооружение», произошла авария. Сооружение разрушилось, и, самосвал завис на краю котлована. К счастью никто не пострадал. Уже тогда я решил поступать в Воронежский  строительный институт, но ирония судьбы меня привела в Воронежский Государственный университет! И капитан, не помню его фамилии, и наш прораб, который только что окончил строительный техникум, приняли некомпетентное решение по такой конструкции, но, как говорится, с них взятки были гладки! Мы были той дармовой рабочей силой, которая перекрывала все просчёты руководителей стройки!

 

 

ЭМОЦИЯ №3

Виноват ли «ГЕНЕРАЛ МОРОЗ?!»

В конце  1978 года, а, именно, 31 декабря, накануне нового1979 года, после конца рабочего дня, произошло резкое похолодание.Температура в течение примерно одного часа, опустилась с -25 до -50 градусов Цельсия. Один пролёт моста через речку Берёзовка, которая впадает в Воткинский пруд, обрушился. К счастью никого в этот момент на мосту не было. По крайней мере, слава богу, обошлось без жертв! Так как под мостом проходили коммуникации, рухнувший пролёт своим весом разрушил и их! Целый микрорайон остался без света и тепла! Благо власти экстренно в небольшой срок восстановили подачу тепла и электричества, списав, вероятно, причину аварии на мороз! Но в разрушении моста виноват не мороз, а инженерная служба, соорудившая этот мост. Причиной обрушения стала недостаточная надёжность опирания пролётной балки на опорную колонну! Что имеется в виду? При проектировании подобных сооружений, необходимо обеспечивать с надлежащим запасом длину взаимного контакта края балки с опорной колонной. Эта длина должна быть не меньше суммарных температурных деформаций (укорочения балки и сужения опорной площадки!) в случае самой низкой температуры эксплуатации. Для Удмуртии эта температура -60! Фактически уже при-50 градусов, балка своим краем, сошла с опорной колонны, и, ей ничего не оставалось делать, как ударить по коммуникациям!  Умели же российские специалисты строить мосты! Например, мост через речку Сиву уже живёт вторую сотню лет! Необходима служба экспертов по прочности, которая должна прогнозировать критические ситуации не после их возникновения, а заблаговременно! За это надо платить сегодня, иначе нашим потомкам придётся платить в будущем и дорого! И в заключение, «ГЕНЕРАЛ МОРОЗ» не является причиной разрушения, он лишь одна из КАТЕГОРИЙ Строительной механики – ВОЗДЕЙСТВИЕ на механическую систему мост! Причиной является малая надёжность соединения пролётной балки с опорной колонной. А надёжность должен обеспечить КОНСТРУКТОР!

 


 


 

© Petrovitch2009

Бесплатный конструктор сайтовuCoz